Shotokan karate-do
Тренируйся с сердцем и душой, не теоретизируя.
Часто неумение сосредоточиться приводит к
поиску истины в словах и рассуждениях.
Фунакоси Гитин
Сётокан - крупнейший стиль японского карате был создан в 30-х годах прошлого века ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Сётокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути.
В основе стиля лежит техника Сюри-те, для которой были характерны изощренные приёмы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу.
Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли её новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом происходила универсализация стиля Сётокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приёмы Окинавы и наисовременнейшие приёмы спортивного раздела карате-до.
Сётокан - самый академичный из классических японских стилей, фактически является "азбукой" карате-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей:
Во-первых, этот стиль карате-до требует хорошей физической подготовки, чёткого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр - тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 "звериных" стилей. Одним из них был стиль тигра, - c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей.
В Сётокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, - полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в карате Итосу и Мацумуры, они же стали обязательными и в Сётокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.
Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:
В-третьих, обширная программа обучения, недаром Сётокан называют "Азбукой карате-до": необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) - основа тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:
Формирование психофизических характеристик каратека идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жёсткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
"Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приёмов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости."
Масатоси Накаяма, 9 дан Сётокан карате-до
Сётокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели - прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и чёткие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жёсткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника.
Философия Сётокан проста:
Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите - надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Основное оружие - мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: "Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной". К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле.
Поэтому последователи Сётокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип "иккэн-хисацу" (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип карате-до: "Карате ни сэн те нас ли" - "В карате атака не имеет преимущества". Более широкое толкование означает: "Карате не есть оружие агрессии". Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности карате-до.
Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сётокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Важнейшее место в системе тренинга Сётокан карате-до, наряду с кихон и кумите, занимают формальные упражнения - ката.
Сётокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более "тяжелые" и "силовые" ката Сёрэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратека, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения.
(Фрагмент ката в исполнении мастера Нишияма Хидетака)
Всего в Сётокан изучают более двух десятков основных ката:
Сётокан сегодня, - крупнейший из японских стилей карате. Достаточно сказать, что в Японии его изучает 30% всех занимающихся. Имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Сётокан:
Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.
Использованы материалы сайтов: http://karate-shotokan.net и http://ru.wikipedia.org